Иван Захарченко (koryo_reporter1) wrote,
Иван Захарченко
koryo_reporter1

Categories:

ПРО АЙНОВ - ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Учитывая интерес к посту про айнов, размещаю вторую часть с более подробными деталями, а также видео с музыкой и айнской народной песней. Видео снято мной на Хоккайдо в пресс-центре "большой восьмерки" в Русуцу 10 июля.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Первые исторические материалы об айнах датируются 15-м столетием. В то время их описывали не только как рыболовов, охотников и собирателей, но и как торговцев, контактировавших с соседними народами. С Хоккайдо (в то время его называли Эдзо) на основной остров Хонсю завозили водоросли и вяленый лосось, согласно данным Фонда исследований и популяризации айнской культуры. В обмен на Хоккайдо поставлялись металлические изделия, лакированная посуда, рисовое вино сакэ.

Но между японскими переселенцами и айнами гармонии не было, коренные жители Хоккайдо оказывали сопротивление. Опасаясь влияния на айнов со стороны России, начали их ассимилировать, фактически запретив местные традиции и культуру, вызвав новую волну недовольства.

В 1869 году правительство Мэйдзи переименовало Эдзо в Хоккайдо, в одностороннем порядке присоединив его к Японии, а айны считались второсортным людьми, так называемыми "бывшими аборигенами". Их насильно стали японизировать, запрещая даже национальный язык. Земли и природные богатства были отобраны у коренных жителей Хоккайдо и национализированы, а затем распроданы в частные руки японцев. По данным фонда, айнам запретили ловить лосось и охотиться на оленей, фактически лишив их привычной пищи.

В 1886 году было создана местная администрация Хоккайдо и айнам ограничили площади, где они могли бы жить.

После Первой мировой войны в период "демократии Тайсё" айны стали громче о себе заявлять, создавать объединения и даже избираться в муниципальные собрания. После Второй мировой они создали свою ассоциацию на Хоккайдо, феодальные земли по заниженной цене стали продавать айнам.  Однако им досталось только 15% от того, что принадлежало коренным жителям в прошлом.

В 1997 году парламент Японии принял новый закон о содействии культуре айнов, однако культурой он только и ограничивался. Только теперь, ко встречи лидеров "Группы восьми", правительство Японии признало айнов как самостоятельный народ.

Несмотря на ассимиляцию айнов, их язык сохранился в названиях мест на Хоккайдо. К примеру, такие города как Маккари или Вакканай - айнского происхождения, записанные некогда японцами китайскими иероглифами.

Говорить на языке айну могут лишь единицы, однако попытки его возрождения через радиопрограммы и учебники помогают потомкам айнов изучать родную речь.

К уже упомянутым в предыдущем посте атрибутам верований добавлю "инав" - это колышки с наструганной в мочалку древесиной. Они символизируют божества и служат для подношений духам. Их вывешивают по углам входной двери жилищ подобно тому, как японцы вешают над входом полоски белой бумаги на соломенной веревке.
 

ПИЩА АЙНОВ

Поскольку айны во всем окружающем видят воплощения духов, занимаясь собирательством растений для пропитания, они никогда не используют коренья, оставляя их в земле для будущих сборов. Густые супы "охав", как я понимаю, были основой пищи. "Цеп охав" варили из горбуши, "кам охав" - из мяса, "пукуса охав" - из уже упомянутых в первом посте брикетов листьев "пукусы" (как я выяснил, это листовая черемша Allium victorialis).

С супами ели вареное просо "сайо", тушеными овощами в виде блюда "ратаскеп". Мясо диких животных или рыбу поджаривают над углями.

 

ОДЕЖДА АЙНОВ

Мужчины и женщины носили кимоно из плотной как мешковина, сотканной из нитей коры вяза, ткани с характерными для айнов узорами. Они носят не только эстетический смысл, но и защищают от злых духов:
 
 
 

Очень экзотично выглядит обувь из кожи лосося с чешуей. 

 

МУЗЫКА АЙНОВ

Священные церемонии айнов, совместные работы, встречи друзей непременно сопровождаются танцами и пением. Они водят хороводы "римсе", "упопо" и "хориппа", подражая движениям животных, изгоняя злых духов, прося об удачной охоте и т.д. Танцы и песни исполняются в основном женщинами, которые пели о своих чувствах, любви и печалях. Эти песни называются "яйсама".

Из музыкальных инструментов я увидел варган "муккури" из курильского бамбука, подобный тому, который есть у других народов севера и даже аборигенов Тайваня.

Игру на "муккури" и "тонкори", а также айнскую песню можно посмотреть и послушать здесь.


 
Кинжалы в костяных ножнах называются на айнском макири.

 
Серьги и бусы

 
 
Трубка с табакеркой


Молитвенные дощещки икупасуй

 
Tags: Япония, айну, айны, история, традиции, этнография
Subscribe

  • БАЛИЙСКИЙ ЯЗЫК - ЧАСТЬ 3

    Здесь выложена третья часть материала по основам балийского языка. Глава 11. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ Числительные в балийском языке 1 siki  2 kalih  3…

  • БАЛИЙСКИЙ ЯЗЫК - ЧАСТЬ 2

    Здесь идет продолжение поста о балийском языке. Часть 2. Глава 6. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА Как уже указывалось выше, глагол не изменяется по…

  • БАЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

    Нужно учить балийский язык или не нужно - каждый решает сам. Можно обойтись и индонезийским. Но нелишне знать хотя бы элементарные фразы на языке…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments